Статья 19417

Название статьи

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 

Авторы

Воропаев Михаил Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (Россия, г. Москва, Столярный переулок, 16), voropmv@gmail.com
Толкачева Наталья Викторовна, начальник Управления информационной политики и связей с общественностью, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), Press_pgu@mail.ru

Индекс УДК

378.111

DOI

10.21685/2072-3024-2017-4-19

Аннотация

Актуальность и цели. Анализ и осмысление категории «образовательное пространство регионального вуза», выделение и раскрытие его структурных компонентов и их функций позволит проследить характер отношения и уровень влияния образовательного пространства вуза на образовательное пространство региона. Цель исследования – выявить и обосновать структурные компоненты образовательного пространства регионального вуза, необходимые для интеграции с образовательным пространством региона на всех уровнях (глобальном, региональном, уровне образовательной организации).
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования системы методов, соответствующих поставленной цели: теоретических (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирических (изучение передового педагогического опыта, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент). Экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Методологической основой для изучения образовательного пространства регионального вуза выступают системный анализ, аксиологический, личностнодеятельностный, компетентностный, средовой подходы.
Результаты. Результатом исследования является обоснование структуры образовательного пространства регионального вуза, выявление взаимосвязи и взаимопроникновения образовательных пространств вуза и региона на глобальном, региональном уровнях и уровне вуза.
Выводы. Образовательное пространство регионального вуза должно рассматриваться во взаимосвязи с регионом, где расположен вуз, как открытое пространство, отражающее особенности развития образования в регионе. Вуз может выступать в этой проекции как индикатор системы образования региона. Региональные аспекты должны найти отражение на всех этапах образовательного цикла и во всех компонентах образовательного пространства, в первую очередь в содержании образования.

Ключевые слова

высшее образование, образовательное пространство регионального вуза, образовательное пространство региона, интеграция образовательных пространств, открытое образовательное пространство

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Белозерцев, Е. П. Образование. Историко-культурный феномен / Е. П. Белозерцев. – СПб., 2004.
2. Гришаева, Ю. М. Об аспектах информационного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда (на примере педагогического вуза) / Ю. М. Гришаева, И. В. Круглова, В. А. Дикарев // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 8–12.
3. Самерханова, Э. К. Принципы организации единого образовательного пространства в вузе / Э. К. Самерханова // Alma mater. – 2006. – № 4. – С. 54–56.
4. Тугуз, Ф. К. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России : автореф. дис. … д-ра филос. наук / Тугуз Ф. К. – Ростов н/Д, 2015. 5. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство / Р. Е. Пономарев. – М.,
2014. 
6. Шумакова, А. В. Сущностные основания проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в условиях модернизации российского общества / А. В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2 (45). – С. 144–146.
7. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : дис. … д-ра пед. наук / Данилюк А. Я. – Ростов н/Д, 2001. – 347 с.
8. Козлова, Н. Н. Социология повседневности: переоценка ценностей / Н. Н. Козлова // Общественные науки и современность. – 1992. – № 3. – С. 16–23.
9. Смирнова, Н. М. От социальной методологии к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. – М. : ИФ РАН, 1997. – 222 с.
10. Воропаев, М. В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании / М. В. Воропаев // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18, № 1-1. – С. 240–242.
11. Куренкова, Р. А. Философия. Феноменология. Образование / Р. А. Куренкова, Е. А. Плеханов, Е. Ю. Рогачева, А.-Т. Тименецки. – Владимир, 2000. – 180 с.
12. Чумичова, Р. М. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях / Р. М. Чумичова, Л. Л. Редько. – Ставрополь, 1996. – 24 с.
13. Слободчиков, В. И. Новое образование как путь к новому сообществу / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. – М., 1996. – С. 24–28.
14. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды / С. К. Бондырева. – М., 2003. – 352 с.
15. Коноплянский, Д. А. Организация образовательного пространства и ее роль в обеспечении конкурентоспособности выпускника вуза / Д. А. Коноплянский // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 4-2 (64). – С. 51–55.
16. Леонова, О. А. Региональное образовательное пространство: принципы формирования и прогнозирования развития : дис. … д-ра пед. наук / Леонова О. А. – Волгоград, 2008. – 332 с.
17. Николаева, Е. Н. Глобальное пространство высшего образования: основные тренды и черты / Е. Н. Николаева, М. Д. Щелкунов // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 157, кн. 1. – С. 107–117.
18. Стадник, Н. М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого образовательного пространства (на примере региона «Пермская область») : дис. … д-ра пед. наук / Стадник Н. М. – М., 1996. – 22 с.
19. Гаязов, А. С. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании : монография / А. С. Гаязов, Э. Ш. Хамитов, Э. Ш. Каримов. – Уфа, 2005. – 248 с.
20. Лобанов, В. В. Образовательное событие как педагогическая категория / В. В. Лобанов // Образование и наука. – 2015. – № 1. – С. 33–42.

 

Дата создания: 24.04.2018 11:12
Дата обновления: 25.04.2018 09:48